1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 1

2. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД.. 3

2.1. Работники локомотивных бригад обязаны: 3

2.4, Машинист локомотива (МВПС) обязан: 4

2.5. Помощник машиниста локомотива (МВПС) обязан: 5

3, ПРАВА РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД.. 5

3.1. Машинист имеет право: 5

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 5

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Машинисты и помощники машинистов локомоти­вов, мотор-вагонного подвижного состава (МВПС), а также кочегары (на паровозах) относятся к работникам локомо­тивных бригад.

1.2. Машинистами локомотивов (МВПС) назначаются лица, имеющие свидетельство на право управления локо­мотивом (МВПС) соответствующего вида тяги, успешно выдержавшие в комиссии локомотивного депо проверку знаний ими Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкции по сиг­нализации и Инструкции по движению поездов и манев­ренной работе на железных дорогах Российской Федерации, инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, Положения о дисциплине работников железно­дорожного транспорта Российской Федерации, настоящей должностной инструкции, действующих приказов, указа­ний и инструкций, относящихся к кругу обязанностей ло­комотивных бригад, при наличии письменного заключения машиниста-инструктора о возможности их допуска к само­стоятельной работе на конкретных участках и станциях (при маневровой работе).

1.3. Заключение о возможности допуска к самостоя­тельной работе машинистом локомотива (МВПС) помощ­ника машиниста, имеющего свидетельство на право уп­равления локомотивом (МВПС), дается машинистом-ин­структором после успешного выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки в обоих направлени­ях на каждом участке обслуживания. Такие поездки про­водятся по указанию начальника локомотивного депо при наличии:

— заявления кандидата в машинисты;

— письменной рекомендации машиниста, которому бы­ла поручена подготовка помощника машиниста к самостоятельной работе машинистом в течение по­следних (не менее 3-х) месяцев их совместной ра­боты;

— письменной рекомендации машиниста-инструктора по обучению, а при его отсутствии — прикреплен­ного машиниста-инструктора о прохождении полно­го курса практического обучения на действующих тренажерах, компьютерах, схемах и других учебных пособиях.

1.4. Помощниками машинистов локомотивов (МВПС), кочегарами паровозов назначаются лица, имеющие доку­менты установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста локомотива (МВПС) соответству­ющего вида тяги, кочегара паровоза и успешно прошед­шие проверочные испытания в комиссии локомотивного депо.

1.5. Объем знаний, необходимых для работы машини­стами и помощниками машинистов локомотивов (МВПС), проверяемых при испытаниях в комиссии локомотивного депо, устанавливается Министерством путей сообщения Российской Федерации.

1.6. Лица, назначаемые машинистами и помощниками машинистов локомотивов (МВПС), должны иметь меди­цинское заключение врачебной-экспертной комиссии и пройти профессиональный психофизиологический отбор в порядке, установленном МПС.

Допуск к самостоятельной работе указанных лиц произ­водится при наличии соответствующей квалификационной группы по электробезопасности после проверки знаний ими правил и инструкций по технике безопасности и производ­ственной санитарии.

1.7. Состав локомотивных бригад и порядок обслужива­ния ими локомотивов (МВПС) устанавливается начальни­ком железной дороги в зависимости от типов локомотивов (МВПС) с учетом местных условий на основе утвержденных МПС систем обслуживания.

1.8. Для обеспечения безопасности движения и четкого взаимодействия в процессе работы состав локомотивных бригад должен быть постоянным.

Персональный состав локомотивных бригад для сов­местной работы комплектуется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения) с учетом деловых и мо­ральных качеств, психологической совместимости работ­ников и объявляется приказом начальника локомотивного депо (кроме локомотивных бригад для вождения пасса­жирских поездов).

При этом к малоопытному машинисту или помощнику машиниста (со стажем работы не менее одного года) должен прикрепляться соответственно опытный помощ­ник или машинист.

Списки персонального состава локомотивных бригад должны находиться у дежурного по депо и заведующего бригадами (старшего нарядчика).

Изменения персонального состава локомотивных бригад допускаются в порядке исключения с разрешения началь­ника депо или его заместителя по эксплуатации.

Вновь сформированной локомотивной бригаде перед первой совместной поездкой руководители депо лично, а при их отсутствии - машинист-инструктор или дежурный по депо обязаны провести пред рейсовый инструктаж.

1.9. Для обслуживания локомотивов пассажирского дви­жения назначаются машинисты 1-го и 2-го классов квали­фикации.

В исключительных случаях в пассажирское движение могут быть назначены машинисты локомотивов, не имею­щие указанной квалификации, но обладающие теоретиче­ской и практической подготовкой.

Персональный состав локомотивных бригад для обслу­живания пассажирских поездов утверждается начальником отделения железной дороги по представлению начальника локомотивного депо к летнему и зимнему графикам движе­ния, а также при необходимости обслуживания дополни­тельных пассажирских поездов.

1.10. Машинисты и помощники машинистов локомоти­вов (МВПС) входят в состав колонн локомотивных бригад, возглавляемых машинистами-инструкторами.

Локомотивные бригады, закрепленные за локомотивом (МВПС), составляют микроколонну. Для руководства мик­роколонной, в том числе по уходу и техническому содержа­нию локомотива (МВПС), из числа наиболее авторитетных и квалифицированных машинистов приказом по депо на­значается ответственный (старший) машинист.

1.11. Машинисты локомотивов, назначаемые для работы без помощника, должны иметь стаж работы машинистом не менее одного года.

1.12.  Перевод работников локомотивных бригад на бо­лее ответственную работу (из помощников машинистов в машинисты локомотива, из грузового движения в пасса­жирское, на обслуживание локомотива без помощника ма­шиниста и т. п.) осуществляется с учетом деловых и мораль­ных качеств работника при положительном заключении прикрепленного машиниста-инструктора. Перед назначе­нием на более ответственную работу кандидат должен по­лучить положительное заключение на собеседовании у на­чальника депо, а в период его отсутствия - у заместителя начальника депо по эксплуатации.

1.13.  При перемещении на другой участок или вид ра­боты, изменении серии обслуживаемых локомотивов или перерыве в работе более трех месяцев машинисты локомо­тивов (МВПС) допускаются к самостоятельному вождению поездов или производству маневров после контрольно-ин­структорской поездки и положительного письменного за­ключения машиниста-инструктора.

При перерыве в работе до трех месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на обслуживаемых уча­стках или станциях (в расположении сигналов, средствах связи и т. п.), машинист допускается к самостоятельной работе только после дополнительного инструктажа и про­верки знаний об особенностях работы в измененных усло­виях, а при необходимости с ним производится контроль­но-инструкторская поездка.

1.14.  Машинист локомотива (МВПС) не имеет права передавать управление локомотивом (МВПС) другим лицам за исключением машиниста-инструктора и машиниста, обучающего его передовым методам вождения поездов.

В целях практической подготовки машинистов локомо­тивов (МВПС) из числа помощников машинистов, а также переквалификации работников локомотивных бригад на другие виды тяги машинист может доверять управление локомотивом под своим наблюдением и под личную ответ­ственность помощнику машиниста или машинисту, работа­ющему в качестве дублера машиниста, в соответствии с порядком, установленным на железной дороге.

1.15.  Машинисту локомотива (МВПС) во время работы запрещается отлучаться с локомотива. В исключительных случаях, когда возникает такая необходимость, машинист обязан остановить локомотив (поезд) в месте, обеспечи­вающем безопасность пропуска подвижного состава, за­тормозить и закрепить его от самопроизвольного ухода в соответствии с установленным на железной дороге поряд­ком, оставить локомотив под наблюдением помощника машиниста.

При отсутствии помощника машинист может покинуть локомотив (МВПС) только после приведения его в нерабо­чее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабин машиниста.

В отсутствие машиниста другим работникам железнодо­рожного транспорта приводить локомотив (МВПС) в дви­жение запрещается.

1.16.  При отсутствии у машиниста заключения для ра­боты на том или ином участке и необходимости выезда на него в помощь машинисту должен выделяться проводник из числа машинистов локомотивов или помощников маши­ниста, имеющих свидетельство на право управления локо­мотивом и стаж работы на данном участке не менее двух лет, а также заключение машиниста-инструктора о возмож­ности самостоятельной работы на данном участке.

Проводник обязан сообщать действующему машинисту всю необходимую информацию, обеспечивающую безопас­ное и рациональное проследование поезда по участку.

Проводник и действующий машинист несут равную от­ветственность за обеспечение безопасности движения и выполнение графика движения поездов.

2. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

2.1. Работники локомотивных бригад обязаны:

2.1.1. Знать и точно выполнять:

Правила технической эксплуатации железных дорог Рос­сийской Федерации (ПТЭ);

Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Рос­сийской Федерации;

Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации;

действующие приказы, инструкции и указания, другие нормативные акты МПС, относящиеся к кругу обязанно­стей работников локомотивных бригад;

Положение о дисциплине работников железнодорожно­го транспорта Российской Федерации;

требования правил и инструкций по технике безопас­ности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов (МВПС), а также пожарной безопас­ности на локомотивах и мотор-вагонном подвижном со­ставе;

настоящую Инструкцию.

2.1.2. Постоянно повышать свою квалификацию и тех­нические знания, профессиональное мастерство по рацио­нальному вождению поездов и выполнению маневровой работы, техническому обслуживанию локомотивов (МВПС).

2.1.3. Являться на работу в подготовленном для этого состоянии, одетыми по форме и в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного по депо.

2.1.4. При невозможности явки на работу к установ­ленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному по депо.

2.1.5. Проходить в установленном порядке пред рейсовый медицинский осмотр и проверку психофизиологиче­ского состояния по утвержденным МПС методикам, инст­руктаж по безопасности движения и технике безопасности. На железных дорогах, где это установлено, проходить ме­дицинский осмотр в пунктах оборота, а также и после поездки.

2.1.6. На работе иметь при себе:

машинист — свидетельство на право управления локо­мотивом (МВПС) или удостоверение личности (с отметкой о сдаче свидетельства на право управления локомотивом в отдел кадров, если такой порядок установлен в депо), мар­шрут и формуляр машиниста, технический формуляр,.талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций, режимных карт и установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке;

помощник машиниста — свидетельство помощника ма­шиниста, технический формуляр, талон предупреждения, выписку об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке.

2.1.7. Выполнять оперативные распоряжения дежурных по основному и оборотному депо, пункту оборота локомо­тивов и подмены локомотивных бригад, машинистов-инс­трукторов депо, обслуживающих данный участок.

2.1.8. При приемке и сдаче локомотивов (МВПС), а также на стоянках в пути следования производить техниче­ское обслуживание локомотива (МВПС), строго соблюдая установленные требования нормативных документов и ме­стных инструкций по этому вопросу.

2.2. При ведении поезда и выполнении маневровой ра­боты работники локомотивных бригад обязаны:

2.2.1. Выполнять установленные на железной дороге ре­гламент переговоров между машинистом и помощником машиниста, между локомотивной бригадой и поездным диспетчером или дежурными по станциям, взаимного кон­троля за работоспособностью локомотивных бригад и дру­гие формы проверки бдительности.

2.2.2. Соблюдать рациональные режимы вождения поез­дов, руководствуясь режимными картами, обеспечивая вы­полнение графика и требования безопасности движения. Не допускать вождения поездов веса и длины, превышающих установленные для данного участка, перегрузок узлов и агрегатов локомотива (МВПС).

2.2.3. Выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должност­ных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом участке и станциях.

2.2.4. Контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов локомотивов (МВПС), проверять их состояние, в том числе противопожарное.

Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колесных пар при сто­янках на промежуточных станциях.

2.2.5. При выявлении неисправности локомотива (МВПС) принимать все необходимые меры к быстрейшему се устранению, а при невозможности устранения в установленный норматив времени — освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов.

2.2.6. Не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на локомотиве.

2.2.7. Не покидать кабину управления при следовании на запрещающее показание светофора, проявляя особую бдительность.

2.2.8. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исп­равном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуаль­ные средства защиты.

2.3. После завершения поездки (смены) работники ло­комотивных бригад обязаны:

2.3.1. Сдать дежурному по локомотивному депо в уста­новленном порядке оформленный маршрут машиниста, формуляр машиниста, скоростемерную ленту за выполнен­ную поездку (смену), бланки предупреждений об ограниче­нии скоростей движения, справку о тормозах (за исключе­нием случаев смены бригад без отцепки локомотива), ключи управления локомотивом и от кабин машиниста.

2.3.2. Обо всех выявленных недостатках, угрожающих бе­зопасности движения, произвести запись в Книгу замеча­ний машинистов.

2.3.3. При допущенных случаях брака в поездной и ма­невровой работе, отказов узлов и агрегатов локомотива (МВПС), нарушений графика движения - представить на­чальнику депо письменный рапорт с отражением обстоя­тельств и причин происшедшего.

2.4, Машинист локомотива (МВПС) обязан:

2.4.1. Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, действую­щих инструкций, приказов и указаний.

2.4.2. Руководить работой лиц, входящих в состав локо­мотивной бригады, контролировать их действия, обеспечи­вая выполнение графика движения поездов и плана манев­ровой работы.

2.4.3. Выполнять установленные и осваивать прогрес­сивные технологии вождения поездов и производства ма­невровых работ.

2.4.4. При вождении пассажирских и мотор-вагонных поездов обеспечивать качественное обслуживание пассажи­ров, не допуская нарушений плавности ведения поездов, режима электроотопления и вентиляции вагонов, порядка посадки и высадки пассажиров.

2.4.5. Обеспечивать достоверность данных, вносимых в маршрут машиниста и другие учетные документы.

2.4.6. На ответственного (старшего) машиниста допол­нительно возлагаются обязанности по обучению прикреп­ленных локомотивных бригад передовым методам вождения поездов, выполнения маневровой работы и технического обслуживания локомотивов (МВПС), контролю за качест­вом выполнения ими должностных обязанностей.

2.5. Помощник машиниста локомотива (МВПС) обязан:

2.5.1. Своевременно и точно выполнять поручения ма­шиниста по уходу за локомотивом (МВПС) и его техниче­скому обслуживанию, а также по контролю за состоянием обслуживаемого и встречных поездов, узлов и агрегатов локомотива (МВПС), закреплению локомотива (поезда) от самопроизвольного ухода.

2.5.2. При следовании на запрещающий сигнал светофо­ра стоя повторять машинисту показание сигнала, положе­ние контроллера, величину давления в тормозной магист­рали. При отсутствии действий со стороны машиниста к остановке поезда (локомотива) самому принимать меры по предотвращению проезда запрещающего сигнала.

2.5.3. При внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом - остановить поезд (локомотив), закрепить его в установленном порядке от самопроизволь­ного ухода, по радиосвязи передать сообщение об этом машинистам ближайших поездов, поездному диспетчеру или дежурном у по станции.

Порядок дальнейших действий в таких случаях опре­деляется поездным диспетчером исходя из конкретных условий.

2.5.4. Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, действую­щих инструкций, приказов и указаний.

2.6. Кочегар паровоза обязан:

2.6.1. Готовить топливо, производить набор воды, смазку трущихся частей тендера, очистку окрашенных частей па­ровоза и тендера.

2.6.2. Доставлять на паровоз смазочные и обтирочные материалы, обеспечивать сохранное содержание кочегарно­го инвентаря, принимать участие в других работах по уходу и содержанию паровоза согласно поручений машиниста и помощника машиниста.

3, ПРАВА РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

3.1. Машинист имеет право:

3.1.1. Пользоваться нормативной и технической доку­ментацией, имеющейся в депо, по кругу обязанностей.

3.1.2.  Проверки качества выполнения деповских видов ремонта и технического обслуживания локомотивов с за­писью замечаний в книгу ремонта и журнал технического состояния.

3.1.3.  Пользоваться служебной телефонной, телеграф­ной связью для информации причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и без­опасности движения.

3.1.4.  Производить запись в формуляр помощника ма­шиниста, работающего в его бригаде, о выявленных нару­шениях им должностных обязанностей.

3.1.5.  Обращаться к любым должностным лицам желез­нодорожного транспорта с предложениями по совершенст­вованию работы.

3.2.  Ответственный (старший) машинист локомотива дополнительно имеет право:

3.2.1.   Производить запись в формуляры машинистов возглавляемой им микроколонны о выявленных нарушени­ях по уходу и техническому обслуживанию локомотива (МВПС).

3.2.2.  Представлять в установленном порядке начальни­ку локомотивного депо машинистов и помощников маши­нистов для поощрения и повышения квалификации.

3.2.3.  Проверки качества производства и приемки за­крепленного локомотива из деповских видов ремонта и технического обслуживания.

3.3.  Помощник машиниста локомотива, кочегар парово­за имеют право:

3.3.1. Пользоваться служебной телефонной связью, нормативной и технической документацией по кругу обя­занностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работники локомотивных, бригад за невыполнение или нарушение своих обязанностей несут в установленном по­рядке ответственность, предусмотренную действующим за­конодательством.

Должностная Инструкция локомотивной бригаде, утвер­жденная МПС СССР 12 мая 1987 г. № ЦТ/4489, считается недействующей в системе МПС России.

Используются технологии uCoz