2.
ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
2.1.
Работники локомотивных бригад обязаны:
2.4,
Машинист локомотива (МВПС) обязан:
2.5.
Помощник машиниста локомотива (МВПС) обязан:
3,
ПРАВА РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
1.1. Машинисты и помощники машинистов локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава (МВПС), а также кочегары (на паровозах) относятся к работникам локомотивных бригад.
1.2. Машинистами
локомотивов (МВПС) назначаются лица, имеющие свидетельство на право управления
локомотивом (МВПС) соответствующего вида тяги, успешно выдержавшие в комиссии
локомотивного депо проверку знаний ими Правил технической эксплуатации железных
дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкции по сигнализации и Инструкции по
движению поездов и маневренной работе на железных дорогах Российской
Федерации, инструкций по технике безопасности и производственной санитарии,
Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации,
настоящей должностной инструкции, действующих приказов, указаний и инструкций,
относящихся к кругу обязанностей локомотивных бригад, при наличии письменного
заключения машиниста-инструктора о возможности их допуска к самостоятельной
работе на конкретных участках и станциях (при маневровой работе).
1.3. Заключение о возможности допуска к самостоятельной работе машинистом локомотива (МВПС) помощника машиниста, имеющего свидетельство на право управления локомотивом (МВПС), дается машинистом-инструктором после успешного выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки в обоих направлениях на каждом участке обслуживания. Такие поездки проводятся по указанию начальника локомотивного депо при наличии:
— заявления кандидата в машинисты;
— письменной рекомендации машиниста, которому была поручена подготовка помощника машиниста к самостоятельной работе машинистом в течение последних (не менее 3-х) месяцев их совместной работы;
— письменной рекомендации машиниста-инструктора по обучению, а при его отсутствии — прикрепленного машиниста-инструктора о прохождении полного курса практического обучения на действующих тренажерах, компьютерах, схемах и других учебных пособиях.
1.4. Помощниками машинистов локомотивов (МВПС), кочегарами паровозов назначаются лица, имеющие документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста локомотива (МВПС) соответствующего вида тяги, кочегара паровоза и успешно прошедшие проверочные испытания в комиссии локомотивного депо.
1.5. Объем знаний,
необходимых для работы машинистами и помощниками машинистов локомотивов
(МВПС), проверяемых при испытаниях в комиссии локомотивного депо,
устанавливается Министерством путей сообщения Российской Федерации.
1.6. Лица, назначаемые машинистами и помощниками машинистов локомотивов (МВПС), должны иметь медицинское заключение врачебной-экспертной комиссии и пройти профессиональный психофизиологический отбор в порядке, установленном МПС.
Допуск к самостоятельной работе указанных лиц производится при наличии соответствующей квалификационной группы по электробезопасности после проверки знаний ими правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии.
1.7. Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локомотивов (МВПС) устанавливается начальником железной дороги в зависимости от типов локомотивов (МВПС) с учетом местных условий на основе утвержденных МПС систем обслуживания.
1.8. Для обеспечения безопасности движения и четкого взаимодействия в процессе работы состав локомотивных бригад должен быть постоянным.
Персональный состав локомотивных бригад для совместной работы комплектуется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников и объявляется приказом начальника локомотивного депо (кроме локомотивных бригад для вождения пассажирских поездов).
При этом к малоопытному машинисту или помощнику машиниста (со стажем работы не менее одного года) должен прикрепляться соответственно опытный помощник или машинист.
Списки персонального
состава локомотивных бригад должны находиться у дежурного по депо и заведующего
бригадами (старшего нарядчика).
Изменения персонального состава локомотивных бригад допускаются в порядке исключения с разрешения начальника депо или его заместителя по эксплуатации.
Вновь сформированной локомотивной бригаде перед первой совместной поездкой руководители депо лично, а при их отсутствии - машинист-инструктор или дежурный по депо обязаны провести пред рейсовый инструктаж.
1.9. Для обслуживания локомотивов пассажирского движения назначаются машинисты 1-го и 2-го классов квалификации.
В исключительных случаях в пассажирское движение могут быть назначены машинисты локомотивов, не имеющие указанной квалификации, но обладающие теоретической и практической подготовкой.
Персональный состав локомотивных бригад для обслуживания пассажирских поездов утверждается начальником отделения железной дороги по представлению начальника локомотивного депо к летнему и зимнему графикам движения, а также при необходимости обслуживания дополнительных пассажирских поездов.
1.10. Машинисты и помощники машинистов локомотивов (МВПС) входят в состав колонн локомотивных бригад, возглавляемых машинистами-инструкторами.
Локомотивные бригады, закрепленные за локомотивом (МВПС), составляют микроколонну. Для руководства микроколонной, в том числе по уходу и техническому содержанию локомотива (МВПС), из числа наиболее авторитетных и квалифицированных машинистов приказом по депо назначается ответственный (старший) машинист.
1.11. Машинисты локомотивов,
назначаемые для работы без помощника, должны иметь стаж работы машинистом не
менее одного года.
1.12. Перевод работников локомотивных бригад на более ответственную работу (из помощников машинистов в машинисты локомотива, из грузового движения в пассажирское, на обслуживание локомотива без помощника машиниста и т. п.) осуществляется с учетом деловых и моральных качеств работника при положительном заключении прикрепленного машиниста-инструктора. Перед назначением на более ответственную работу кандидат должен получить положительное заключение на собеседовании у начальника депо, а в период его отсутствия - у заместителя начальника депо по эксплуатации.
1.13. При перемещении на другой участок или вид работы, изменении серии обслуживаемых локомотивов или перерыве в работе более трех месяцев машинисты локомотивов (МВПС) допускаются к самостоятельному вождению поездов или производству маневров после контрольно-инструкторской поездки и положительного письменного заключения машиниста-инструктора.
При перерыве в работе до трех месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на обслуживаемых участках или станциях (в расположении сигналов, средствах связи и т. п.), машинист допускается к самостоятельной работе только после дополнительного инструктажа и проверки знаний об особенностях работы в измененных условиях, а при необходимости с ним производится контрольно-инструкторская поездка.
1.14. Машинист локомотива (МВПС) не имеет права передавать управление локомотивом (МВПС) другим лицам за исключением машиниста-инструктора и машиниста, обучающего его передовым методам вождения поездов.
В целях практической подготовки машинистов локомотивов (МВПС) из числа помощников машинистов, а также переквалификации работников локомотивных бригад на другие виды тяги машинист может доверять управление локомотивом под своим наблюдением и под личную ответственность помощнику машиниста или машинисту, работающему в качестве дублера машиниста, в соответствии с порядком, установленным на железной дороге.
1.15. Машинисту локомотива (МВПС) во время работы запрещается отлучаться с локомотива. В исключительных случаях, когда возникает такая необходимость, машинист обязан остановить локомотив (поезд) в месте, обеспечивающем безопасность пропуска подвижного состава, затормозить и закрепить его от самопроизвольного ухода в соответствии с установленным на железной дороге порядком, оставить локомотив под наблюдением помощника машиниста.
При отсутствии помощника машинист может покинуть локомотив (МВПС) только после приведения его в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабин машиниста.
В отсутствие машиниста другим работникам железнодорожного транспорта приводить локомотив (МВПС) в движение запрещается.
1.16. При отсутствии у машиниста заключения для работы на том или ином участке и необходимости выезда на него в помощь машинисту должен выделяться проводник из числа машинистов локомотивов или помощников машиниста, имеющих свидетельство на право управления локомотивом и стаж работы на данном участке не менее двух лет, а также заключение машиниста-инструктора о возможности самостоятельной работы на данном участке.
Проводник обязан сообщать
действующему машинисту всю необходимую информацию, обеспечивающую безопасное и
рациональное проследование поезда по участку.
Проводник и действующий
машинист несут равную ответственность за обеспечение безопасности движения и
выполнение графика движения поездов.
2.1.1. Знать и точно
выполнять:
Правила технической
эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);
Инструкцию по сигнализации
на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкцию по движению
поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации;
действующие приказы,
инструкции и указания, другие нормативные акты МПС, относящиеся к кругу
обязанностей работников локомотивных бригад;
Положение о дисциплине
работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
требования правил и
инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации,
ремонте локомотивов (МВПС), а также пожарной безопасности на локомотивах и
мотор-вагонном подвижном составе;
настоящую Инструкцию.
2.1.2. Постоянно повышать
свою квалификацию и технические знания, профессиональное мастерство по рациональному
вождению поездов и выполнению маневровой работы, техническому обслуживанию локомотивов
(МВПС).
2.1.3. Являться на работу в
подготовленном для этого состоянии, одетыми по форме и в сроки, определяемые
графиком работы или по вызову дежурного по депо.
2.1.4. При невозможности
явки на работу к установленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному по
депо.
2.1.5. Проходить в
установленном порядке пред рейсовый медицинский осмотр и проверку психофизиологического
состояния по утвержденным МПС методикам, инструктаж по безопасности движения и
технике безопасности. На железных дорогах, где это установлено, проходить медицинский
осмотр в пунктах оборота, а также и после поездки.
2.1.6. На работе иметь при
себе:
машинист — свидетельство на
право управления локомотивом (МВПС) или удостоверение личности (с отметкой о
сдаче свидетельства на право управления локомотивом в отдел кадров, если такой
порядок установлен в депо), маршрут и формуляр машиниста, технический
формуляр,.талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из ТРА
станций, режимных карт и установленных скоростях движения поездов на
обслуживаемом участке;
помощник машиниста —
свидетельство помощника машиниста, технический формуляр, талон предупреждения,
выписку об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке.
2.1.7. Выполнять
оперативные распоряжения дежурных по основному и оборотному депо, пункту оборота
локомотивов и подмены локомотивных бригад, машинистов-инструкторов депо,
обслуживающих данный участок.
2.1.8. При приемке и сдаче
локомотивов (МВПС), а также на стоянках в пути следования производить техническое
обслуживание локомотива (МВПС), строго соблюдая установленные требования нормативных
документов и местных инструкций по этому вопросу.
2.2. При ведении поезда и
выполнении маневровой работы работники локомотивных бригад обязаны:
2.2.1. Выполнять
установленные на железной дороге регламент переговоров между машинистом и помощником
машиниста, между локомотивной бригадой и поездным диспетчером или дежурными по
станциям, взаимного контроля за работоспособностью локомотивных бригад и другие
формы проверки бдительности.
2.2.2. Соблюдать
рациональные режимы вождения поездов, руководствуясь режимными картами, обеспечивая
выполнение графика и требования безопасности движения. Не допускать вождения
поездов веса и длины, превышающих установленные для данного участка, перегрузок
узлов и агрегатов локомотива (МВПС).
2.2.3. Выполнять приказы,
оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных
лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом
участке и станциях.
2.2.4. Контролировать в
установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и
агрегатов локомотивов (МВПС), проверять их состояние, в том числе
противопожарное.
Особое внимание уделять
проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колесных пар при
стоянках на промежуточных станциях.
2.2.5. При выявлении неисправности
локомотива (МВПС) принимать все необходимые меры к быстрейшему се устранению, а
при невозможности устранения в установленный норматив времени — освобождению
перегона, не допуская сбоя графика движения поездов.
2.2.6. Не допускать
вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на локомотиве.
2.2.7. Не покидать кабину
управления при следовании на запрещающее показание светофора, проявляя особую
бдительность.
2.2.8. Экономно расходовать
топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном
состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.
2.3. После завершения
поездки (смены) работники локомотивных бригад обязаны:
2.3.1. Сдать дежурному по
локомотивному депо в установленном порядке оформленный маршрут машиниста,
формуляр машиниста, скоростемерную ленту за выполненную поездку (смену),
бланки предупреждений об ограничении скоростей движения, справку о тормозах
(за исключением случаев смены бригад без отцепки локомотива), ключи управления
локомотивом и от кабин машиниста.
2.3.2. Обо всех выявленных
недостатках, угрожающих безопасности движения, произвести запись в Книгу
замечаний машинистов.
2.3.3. При допущенных
случаях брака в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов локомотива
(МВПС), нарушений графика движения - представить начальнику депо письменный
рапорт с отражением обстоятельств и причин происшедшего.
2.4.1. Обеспечивать
безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ,
действующих инструкций, приказов и указаний.
2.4.2. Руководить работой
лиц, входящих в состав локомотивной бригады, контролировать их действия,
обеспечивая выполнение графика движения поездов и плана маневровой работы.
2.4.3. Выполнять
установленные и осваивать прогрессивные технологии вождения поездов и производства
маневровых работ.
2.4.4. При вождении
пассажирских и мотор-вагонных поездов обеспечивать качественное обслуживание
пассажиров, не допуская нарушений плавности ведения поездов, режима
электроотопления и вентиляции вагонов, порядка посадки и высадки пассажиров.
2.4.5. Обеспечивать достоверность
данных, вносимых в маршрут машиниста и другие учетные документы.
2.4.6. На ответственного
(старшего) машиниста дополнительно возлагаются обязанности по обучению прикрепленных
локомотивных бригад передовым методам вождения поездов, выполнения маневровой
работы и технического обслуживания локомотивов (МВПС), контролю за качеством
выполнения ими должностных обязанностей.
2.5.1. Своевременно и точно
выполнять поручения машиниста по уходу за локомотивом (МВПС) и его техническому
обслуживанию, а также по контролю за состоянием обслуживаемого и встречных поездов,
узлов и агрегатов локомотива (МВПС), закреплению локомотива (поезда) от
самопроизвольного ухода.
2.5.2. При следовании на
запрещающий сигнал светофора стоя повторять машинисту показание сигнала,
положение контроллера, величину давления в тормозной магистрали. При
отсутствии действий со стороны машиниста к остановке поезда (локомотива) самому
принимать меры по предотвращению проезда запрещающего сигнала.
2.5.3. При внезапной утрате
машинистом способности управлять локомотивом - остановить поезд (локомотив),
закрепить его в установленном порядке от самопроизвольного ухода, по
радиосвязи передать сообщение об этом машинистам ближайших поездов, поездному
диспетчеру или дежурном у по станции.
Порядок дальнейших действий
в таких случаях определяется поездным диспетчером исходя из конкретных
условий.
2.5.4. Обеспечивать
безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, действующих
инструкций, приказов и указаний.
2.6. Кочегар паровоза
обязан:
2.6.1. Готовить топливо,
производить набор воды, смазку трущихся частей тендера, очистку окрашенных
частей паровоза и тендера.
2.6.2. Доставлять на
паровоз смазочные и обтирочные материалы, обеспечивать сохранное содержание
кочегарного инвентаря, принимать участие в других работах по уходу и
содержанию паровоза согласно поручений машиниста и помощника машиниста.
3.1.1. Пользоваться
нормативной и технической документацией, имеющейся в депо, по кругу обязанностей.
3.1.2. Проверки качества выполнения деповских видов
ремонта и технического обслуживания локомотивов с записью замечаний в книгу
ремонта и журнал технического состояния.
3.1.3. Пользоваться служебной телефонной, телеграфной
связью для информации причастных руководителей о выявленных недостатках по
обеспечению графика и безопасности движения.
3.1.4. Производить запись в формуляр помощника машиниста,
работающего в его бригаде, о выявленных нарушениях им должностных
обязанностей.
3.1.5. Обращаться к любым должностным лицам железнодорожного
транспорта с предложениями по совершенствованию работы.
3.2. Ответственный (старший) машинист локомотива
дополнительно имеет право:
3.2.1. Производить запись в формуляры машинистов
возглавляемой им микроколонны о выявленных нарушениях по уходу и техническому обслуживанию
локомотива (МВПС).
3.2.2. Представлять в установленном порядке начальнику локомотивного депо машинистов и помощников машинистов для поощрения и повышения квалификации.
3.2.3. Проверки качества производства и приемки закрепленного локомотива из деповских видов ремонта и технического обслуживания.
3.3. Помощник машиниста локомотива, кочегар паровоза имеют право:
3.3.1. Пользоваться
служебной телефонной связью, нормативной и технической документацией по кругу
обязанностей.
Работники локомотивных, бригад за невыполнение или нарушение своих обязанностей несут в установленном порядке ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Должностная Инструкция
локомотивной бригаде, утвержденная МПС СССР 12 мая 1987 г. № ЦТ/4489,
считается недействующей в системе МПС России.